Boom metrics
Здоровье13 декабря 2021 14:00

Костромичей призывают быть осторожнее с информационными фейками на медицинскую тему

‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍ ‌‌‍‍

В период пандемии интернет заполонили непроверенные сведения и непрофессиональные мнения об инфекциях, вакцинах и о медицине в целом. Число фейков, связанных со здравоохранением, по мнению экспертов, возросло многократно. Специалисты даже стали использовать такой термин, как «инфодемия».

АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провели совместное исследование и оценили уровень доверия россиян различным информационным ресурсам. Основным источником фейковой информации опрошенные считают онлайн-СМИ (74%), реже — телевидение и традиционную прессу (64%), социальные сети (38%), совсем редко — мессенджеры.

Подавляющее большинство (63%) убеждено, что распространение лживой информации в соцсетях представляет серьезную опасность. В мае 2020 года, когда респондентам задавали такой же вопрос, на него положительно отвечали около 80% опрошенных. Чаще всего люди сталкиваются с фейками, связанными с политической ситуацией в России и шоу-бизнесом.

На тему распространения фейков в сети мы поговорили доктором социологических и кандидатом психологических наук Александром Максименко. Костромской исследователь – автор многочисленных публикаций по изучению фейковых новостей «инфодемии».

- Каковы основные причины появления недостоверной информации?

- Социальные сети и блоги являются одним из основных источников новостей для россиян наравне с ТВ и реальным общением между людьми. Поэтому появление недостоверной информации в Интернете обуславливается в равной степени тремя причинами. Первая – это низкая ответственность владельцев социальных сетей, в которых происходит трансляция и распространение информации.

Кроме того, отсутствие существенной ответственности у владельцев социальных сетей за распространение фейковых новостей в социальных сетях не стимулирует их к внедрению методов машинного обучения по определению (факт-чекингу) таковой информации.

Сюда же нужно отнести ненадлежащее администрирование фейковых или анонимных аккаунтов в социальных сетях, особенно с большим числом подписчиков. В итоге публикуется противоправная информация, в том числе экстремистского содержания.

Вторая причина – это низкий уровень медиаграмотности у потребителей новостного контента. Им не знакомы доступные инструменты, позволяющие определять достоверность информации.

Третья причина – это недостаточное присутствие в социальных сетях представителей общественности, отсутствие их аргументированной позиции по каждому важному для регионального сообщества вопросу.

- Какие цели преследуют производители фейков?

- Среди основных мотивов появления фейковой информации я выделяю два наиболее значимых: это желание «хайпануть», поймать повышенное внимание целевой аудитории. То есть заработать себе сомнительную известность и как следствие - увеличить число подписчиков своего аккаунта в социальных сетях. А также сознательное желание дестабилизировать политическую ситуацию в стране или регионе.

- Что можно сделать, чтобы пресекать попытки распространения фейковой информации в СМИ и в соцсетях?

- Во-первых, необходимо просвещать наших сограждан и повышать их медийную и цифровую грамотность.

Во-вторых, необходимо увеличивать ответственность владельцев социальных сетей за распространение фейковой информации и обязывать внедрять алгоритмы факт-чекинга в свои платформы.

В-третьих, необходимо исключать из общественных советов и палат участников, которые не имеют в социальных сетях своей страницы, и не ведут активной работы по обнародованию своего мнения по той или иной актуальной социальной проблеме.

0